ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬ
Амирханов Камиль Разитович
УТВЕРЖДАЮ
ИП Амирханов К.Р.
Приказ № 6 от «11» сентября 2025г.
.
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА-ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ
ПРОГРАММА
«ЛИДЕРСТВО И РАЗВИТИЕ ЛИЧНОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ»
дополнительное образование взрослых
срок обучения – 28 ч.
Разработчик программы: ИП Амирханов К.Р.
г. Уфа- 2025г.


Содержание программы
Содержание рабочей программы

Тема 1. Понятие лидерства. Виды и стили лидерства

Теоретическое занятие
Определение лидерства. Роль лидера в организации и обществе. Виды лидерства. Формальное и неформальное лидерство. Трансформационное и транзакционное лидерство. Ситуативное и харизматическое лидерство. Стили лидерства. Авторитарный стиль. Демократический стиль. Либеральный стиль. Сравнительный анализ стилей лидерства. Факторы, влияющие на выбор стиля лидерства. Личностные качества лидера. Особенности ситуации и задачи. Характеристики группы и ее членов.
Практическое занятие
Цель практического задания: развить понимание различных стилей лидерства и их применения в реальных ситуациях.

Задание:
1. Создать лидерский манифест:
1) Описать основные принципы выбранного стиля лидерства.
2) Привести примеры ситуаций, где этот стиль будет наиболее эффективен.
3) Разработать краткий девиз или лозунг, отражающий суть манифеста.

2. Подготовить презентацию:
1) Представить свой манифест группе.
2) Объяснить, почему выбранный стиль лидерства важен и как он может быть применен в реальной жизни.

Тема 2. Управление временем

Теоретическое занятие
Понятие управления временем. Основные принципы тайм-менеджмента. Роль управления временем в личной и профессиональной жизни. Методы и инструменты планирования времени. Метод «ABC» (приоритеты). Матрица Эйзенхауэра (срочность и важность). Метод «Помодоро» (фокусировка на задачах). Календари и планировщики. Причины прокрастинации. Методы преодоления прокрастинации. Практические советы по повышению продуктивности. Важность баланса. Способы достижения баланса. Роль отдыха и восстановления в управлении временем.

Практическое занятие
Цель практического задания: развить навыки эффективного планирования времени и управления задачами.

Задание:
1. Создать личный тайм-менеджмент план:
1) Описать, как вы будете использовать выбранный метод для планирования своего дня или недели.
2) Включить в план реальные задачи и мероприятия.
3) Определить приоритеты и сроки выполнения задач.
2. Подготовить презентацию:
1) Представить свой план группе.
2) Объяснить, почему выбранный метод эффективен для вас.
3) Поделиться своими ожиданиями от использования этого плана.

Тема 3. Коммуникационные навыки

Теоретическое занятие
Что такое коммуникационные навыки? Роль коммуникации в личной и профессиональной жизни. Виды коммуникации (вербальная, невербальная, письменная). Что такое активное слушание? Техники активного слушания. Практические упражнения на развитие навыков активного слушания. Подготовка к публичному выступлению. Структура эффективной презентации. Способы преодоления страха перед аудиторией. Переговоры. Основные этапы переговоров. Стратегии ведения переговоров. Примеры успешных переговоров. Причины конфликтов. Методы разрешения конфликтов. Роль коммуникации в предотвращении конфликтов.

Практическое занятие
Цель практического задания: развить навыки эффективной коммуникации и умения справляться с различными ситуациями.

Задание:
1. Выбрать тип коммуникации, который вы хотели бы улучшить (например, переговоры, публичные выступления, разрешение конфликтов).
2. Проанализировать свои текущие навыки в выбранной области коммуникации. Определите свои сильные и слабые стороны.
3. Создать личный коммуникационный план:
1) Описать, какие техники и стратегии вы будете использовать для улучшения своих навыков.
2) Включить в план конкретные действия и шаги, которые вы предпримете.
3) Определить сроки и цели для каждого шага.
4. Подготовить презентацию:
1) Представьте свой план в формате презентации или доклада.
2) Объяснить, почему выбранные техники и стратегии будут эффективны для вас.

Тестирование
Промежуточная аттестация

1. Что такое лидерство?
a) способность управлять людьми
b) способность вдохновлять и направлять других
c) способность выполнять задачи самостоятельно
d) способность принимать решения

2. Какой стиль лидерства предполагает активное участие всех членов команды в принятии решений?
a) авторитарный
b) демократический
c) либеральный
d) трансформационный

3. Что такое эмоциональный интеллект?
a) способность понимать и управлять своими эмоциями и эмоциями других
b) способность к быстрому принятию решений
c) способность к креативному мышлению
d) способность к эффективной коммуникации

4. Какая из следующих техник не относится к развитию личной эффективности?
a) метод «ABC»
b) Матрица Эйзенхауэра
c) активное слушание
d) метод «Помодоро»

5. Что такое самомотивация?
a) способность мотивировать других
b) способность мотивировать себя
c) способность к эффективному планированию
d) способность к принятию решений

6. Что такое тайм-менеджмент?
a) управление финансами
b) управление временем
c) управление проектами
d) управление персоналом

7. Какой метод тайм-менеджмента основан на приоритизации задач?
a) метод «ABC"»
b) метод «Помодоро»
c) Матрица Эйзенхауэра
d) техника «GTD»

8. Что такое прокрастинация?
a) эффективное планирование
b) отсрочка выполнения задач
c) быстрое принятие решений
d) эффективное использование времени

9. Какой метод тайм-менеджмента предполагает разделение времени на рабочие сессии и перерывы?
a) метод «ABC»
b) Метод «Помодоро»
с) Матрица Эйзенхауэра
d) техника «GTD»

10. Что такое баланс между работой и личной жизнью?
a) равное распределение времени между работой и отдыхом
b) полное погружение в работу
c) полное погружение в личную жизнь
d) отсутствие планирования

11. Что такое активное слушание?
a) слушание с целью критики
b) слушание с целью понимания
c) слушание с целью ответа
d) слушание с целью игнорирования

12. Какой тип коммуникации предполагает использование слов?
a) вербальная
b) невербальная
c) письменная
d) визуальная

13. Что такое публичное выступление?
a) выступление перед небольшой группой.
b) выступление перед большой аудиторией.
c) выступление перед одним человеком.
d) выступление перед камерой.

14. Какой метод помогает преодолеть страх перед публичными выступлениями?
a) избегание выступлений.
b) подготовка и репетиция.
c) использование алкоголя.
d) игнорирование аудитории.

15. Что такое конфликтология?
a) изучение конфликтов.
b) изучение переговоров.
c) изучение публичных выступлений.
d) изучение лидерства.

16. Какая из следующих техник не относится к управлению временем?
a) метод «ABC»
b) активное слушание
c) Матрица Эйзенхауэра
d) метод «Помодоро»

17. Какой стиль лидерства предполагает минимальное вмешательство лидера в работу команды?
a) авторитарный
b) демократический
c) либеральный
d) трансформационный

18. Что такое эмоциональный интеллект?
a) способность понимать и управлять своими эмоциями и эмоциями других.
b) способность к быстрому принятию решений.
c) способность к креативному мышлению.
d) способность к эффективной коммуникации.

19. Какой метод тайм-менеджмента предполагает разделение времени на рабочие сессии и перерывы?
a) Метод «ABC»
b) Метод «Помодоро»
c) Матрица Эйзенхауэра
d) Техника «GTD»

20. Что такое баланс между работой и личной жизнью?
a) равное распределение времени между работой и отдыхом
b) полное погружение в работу
c) полное погружение в личную жизнь
d) отсутствие планирования

Тема 4. Эмоциональный интеллект

Теоретическое занятие
Определение эмоционального интеллекта. Компоненты эмоционального интеллекта (самосознание, самоконтроль, социальная осознанность, управление отношениями). Роль эмоционального интеллекта в личной и профессиональной
жизни. Что такое самосознание? Методы развития самосознания. Практические упражнения на осознание своих эмоций. Что такое самоконтроль? Техники управления эмоциями. Примеры ситуаций, где самоконтроль важен. Что такое социальная осознанность? Как понимать эмоции других людей. Практические советы по развитию социальной осознанности.

Практическое занятие
Цель практического задания: развить навыки самосознания и управления эмоциями через ведение дневника.

Задание:
1. Завести дневник эмоций в течение недели.
1) Записывать свои эмоции и чувства в разные моменты дня.
2) Отмечать, что вызвало эти эмоции (события, люди, ситуации).
3) Анализировать, как вы справляетесь с негативными эмоциями и как усиливаете позитивные.

2. Создать эмоциональную карту:
1) Нарисовать или создать визуальную карту своих эмоций за неделю.
2) Использовать цвета, символы и изображения для обозначения разных эмоций.

3. Подготовить презентацию:
1) Представить свою эмоциональную карту группе.
2) Объяснить, какие выводы вы сделали из ведения дневника.
3) Поделиться советами по управлению эмоциями, которые вы обнаружили.

Тема 5. Принятие решений и решение проблем

Теоретическое занятие
Виды решений (рациональные, интуитивные, смешанные). Роль принятия решений в личной и профессиональной жизни. Этапы принятия решений (идентификация проблемы, сбор информации, анализ вариантов, выбор решения, реализация и оценка). Методы принятия решений (анализ затрат и выгод, SWOT-анализ, мозговой штурм). Методы решения проблем (метод «5 почему», метод «мозговой штурм», метод «дерево решений»). Примеры успешного решения проблем. Что такое креативное мышление? Методы развития креативного мышления. Примеры креативных решений. Особенности принятия решений в условиях неопределенности. Методы снижения неопределенности (сбор дополнительной информации, использование сценарного анализа). Примеры принятия решений в условиях неопределенности.

Практическое занятие
Цель практического задания: развить навыки принятия решений и анализа проблем через создание визуального инструмента.

Задание:
1. Выбрать проблему из своей личной или профессиональной жизни.
2. Создать дерево решений:
1) Начните с проблемы в центре листа.
2) Нарисуйте ветви, представляющие возможные решения.
3) Для каждого решения укажите возможные последствия и риски.
4) Определите, какое решение кажется наиболее оптимальным.
3. Подготовить презентацию:
1) Представить свое дерево решений группе.
2) Объяснить, почему вы выбрали именно это решение.
3) Поделиться советами по принятию решений, которые вы обнаружили.

Тема 6. Личная эффективность и мотивация

Теоретическое занятие
Основные принципы личной эффективности. Роль личной эффективности в достижении целей. Что такое мотивация? Виды мотивации (внутренняя и внешняя). Методы повышения мотивации. Важность постановки целей. Методы постановки целей. Примеры постановки целей. Методы повышения личной эффективности. Управление временем. Приоритизация задач. Использование техник и инструментов для повышения эффективности.

Практическое занятие
Цель практического задания: развить навыки постановки целей и повышения личной эффективности через создание мотивационного плана.

Задание:
1. Выбрать цель, которую вы хотите достичь в ближайшее время (например, улучшение навыков, завершение проекта, достижение личного результата).
2. Создать мотивационный план:
1) Описать свою цель и почему она важна для вас.
2) Разбить цель на небольшие шаги и установите сроки для каждого шага.
3) Определить, какие ресурсы и инструменты вам понадобятся для достижения цели.
4) Включить в план методы повышения мотивации.

Тема 7. Итоговое занятие

Теоретическое занятие
Обобщение пройденного материала. Ответы на вопросы обучающихся по пройденным темам.

Итоговая аттестация
Тестирование:
1. Что такое эмоциональный интеллект?
a) способность понимать и управлять своими эмоциями и эмоциями других
b) способность к быстрому принятию решений
c) способность к креативному мышлению
d) способность к эффективной коммуникации

2. Какой компонент эмоционального интеллекта связан с пониманием своих эмоций?
a) самосознание
b) самоконтроль
c) социальная осознанность
d) управление отношениями

3 Что такое самосознание?
a) способность осознавать свои эмоции и их влияние на поведение
b) способность управлять своими эмоциями
c) способность понимать эмоции других
d) способность к эффективному взаимодействию с другими

4. Какой метод помогает развивать самосознание?
a) ведение дневника эмоций
b) игнорирование эмоций
c) избегание стрессовых ситуаций
d) использование алкоголя

5. Что такое самоконтроль?
a) способность управлять своими эмоциями
b) способность к быстрому принятию решений
c) способность к креативному мышлению
d) способность к эффективной коммуникации

6. Что такое принятие решений?
a) процесс выбора между альтернативами
b) процесс управления временем
c) процесс планирования
d) процесс мотивации

7. Какой метод принятия решений основан на приоритизации задач?
a) метод «ABC»
b) Метод «Помодоро»
c) Матрица Эйзенхауэра
d) техника «GTD»

8. Что такое проблема?
a) ситуация, требующая решения
b) ситуация, требующая мотивации
c) ситуация, требующая планирования
d) ситуация, требующая управления временем

9. Какой метод решения проблем предполагает разделение проблемы на составляющие?
a) метод «5 почему»
b) Метод «мозговой штурм»
c) Метод «дерево решений»
d) техника «SWOT-анализ»

10. Что такое креативное мышление?
a) способность находить новые и оригинальные решения
b) способность к быстрому принятию решений
c) способность к эффективному планированию
d) способность к управлению временем

11. Что такое личная эффективность?
a) способность достигать целей с минимальными затратами времени и ресурсов
b) способность к быстрому принятию решений
c) способность к креативному мышлению
d) способность к эффективной коммуникации

12. Что такое мотивация?
a) внутреннее побуждение к действию
b) внешнее давление
c) способность к планированию
d) способность к управлению временем

13. Какой метод помогает в постановке целей?
a) метод SMART
b) метод «ABC»
c) матрица Эйзенхауэра
d) техника «GTD»

14. Что такое внешняя мотивация?
a) мотивация, основанная на внешних стимулах
b) мотивация, основанная на внутренних стимулах
c) мотивация, основанная на планировании
d) мотивация, основанная на управлении временем

15. Какой метод помогает в управлении временем?
a) метод «Помодоро»
b) метод «мозговой штурм»
c) метод «дерево решений»
d) техника «SWOT-анализ»

16. Какая из следующих техник не относится к управлению временем?
a) метод «ABC»
b) активное слушание
c) Матрица Эйзенхауэра
d) метод «Помодоро»

17. Какой стиль лидерства предполагает минимальное вмешательство лидера в работу команды?
a) авторитарный
b) демократический
c) либеральный
d) трансформационный

18. Что такое эмоциональный интеллект?
a) способность понимать и управлять своими эмоциями и эмоциями других
b) способность к быстрому принятию решений
c) способность к креативному мышлению
d) способность к эффективной коммуникации

19. Какой метод тайм-менеджмента предполагает разделение времени на рабочие сессии и перерывы?
a) метод «ABC»
b) метод «Помодоро»
c) Матрица Эйзенхауэра
d) техника «GTD»

20. Что такое баланс между работой и личной жизнью?
a) равное распределение времени между работой и отдыхом
b) полное погружение в работу
c) полное погружение в личную жизнь
d) отсутствие планирования